Задержка речевого развития (ЗРР)
Ранний - время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша: ребенок делает первые шаги, произносит первые слова, за сравнительно небольшой срок учится говорить, использовать жесты и другие коммуникативные средства.
ЗРР - одно из распространенных нарушений. Характеризуется более поздним началом речи и/или замедлением темпов и качества формирования речи.
Заподозрить задержку речевого развития у ребенка можно на разных этапах развития если:
-
В доречевом периоде младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;
-
В возрасте 12 месяцев. Не реагирует на вербальное к нему обращение;
-
В возрасте 1,5 лет. Не пытается повторять услышанные слова;
-
В возрасте 1,5 – 2 лет. Не выполняет просьбы;
-
В возрасте 24-х месяцев. Не говорит изолированные слова;
-
В возрасте 2,5 – 3-х лет. Не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;
-
В возрасте 3-х лет. У ребенка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами.
Причинами ЗРР могут быть органические или социально – психологические факторы.
К органическим факторам ЗРР можно отнести перинатальные поражения головного мозга, приводящие к его дисфункции. Дети с отсталым развитием речи в период внутриутробного развития часто переносят гипоксию или инфицирование, асфиксию или травмы при рождении, рождаются раньше или позже срока.
К нарушениям могут привести:
-
черепно-мозговые травмы
-
менингит
-
энцефалит
-
ослабленный иммунитет
-
осложнения после вакцинирования
-
тугоухость
-
индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность: если папа или мама заговорили позже возрастной нормы, то и у их ребенка вероятность развития ЗРР выше.
Социальные факторы
Если к задержке привели дисфункции мозга, то к лечению ЗРР подходят комплексно — коррекционно-педагогические занятия сочетают с неврологическим лечением. Детский невролог назначает медикаментозную терапию. Очень полезны физиопроцедуры, массажи, ЛФК — все это способствует психическому развитию, в том числе и речевому.
К социально-психологические факторам относится неблагоприятная речевая среда и в целом атмосфера, где ребенок находится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие — и не только речевое. Нередко ЗРР страдают дети и в семьях которых разговаривают на нескольких языках.
Если к задержке развития речи привели социально-психологические факторы, то сначала работают с окружающей средой малыша, в том числе и речевой. Для стимуляции развития речи подбирают материал для занятий, соответствующий навыкам и возрасту. Дают рекомендации родителям.
Независимо от причины, лечение задержки речевого развития включает и занятия с логопедом.
К диагностике ЗРР подходят комплексно. Заключение о предполагаемой причине задержки речевого развития делает педиатр. Затем уже направляет ребёнка к узким специалистам. Невролог осматривает и назначает аппаратную диагностику — ЭЭГ, ЭхоЭг, дуплексное сканирование артерий головы. Это позволит выявить, поражен ли головной мозг, и исключить аутизм, олигофрению и другие заболевания. Отоларинголог исключает тугоухость и хронические заболевания — аденоиды, отит. Логопед оценивает речевой аппарат, моторику, особенности коммуницирования, общую речевую активность, характер и качество речи (фразовая, связнкая), объем словаря. На основании обследований, полученной от родителей информации и осмотра ребенка логопед составляет коррекционную программу.
Эффективность лечения ЗРР, зависит от того, насколько своевременно оно начато. Если нет тяжелой задержки речевого развития, то в процессе коррекции заметна динамика. Речевые навыки детей улучшаются от этапа к этапу. Однако родители должны быть готовы к тому, что даже несмотря на эти улучшения, по сравнению со своими сверстниками их ребенок может все равно отставать. Нужно быть готовыми и к проблемам в школе — нередко таким деткам тяжелее научиться читать и писать.
Тем не менее, при своевременной помощи детям с задержкой речевого развития можно достичь успехов, причем достаточно быстро — уже к 5,5 – 6,5 годам ребенок может догнать своих сверстников. Главное — грамотно организовать коррекционную работу и действовать сообща — специалистам и родителям. Только в этом случае можно ожидать хороших результатов.
Поэтому чрезвычайно важна ранняя диагноста. Заподозрить нарушения можно уже на ранних этапах, в доречевой периоде.
Для того чтобы выявить симптомы задержки речевого развития у детей, нужно понимать нормы развития речи в определённых возрастах.
Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.
Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, это - тревожный симптом.
Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.
С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно.
Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.
Итак, 4 месячному возрасту ребёнок должен реагировать на взрослых, улыбаться, гулить, плакать.
К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.
К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня», усложняется мимика.
Родителям стоит узнать как можно больше про типичные этапы развития и постараться сравнить их с развитием своего ребенка. Такое сравнение также поможет определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.
В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, нужно обратиться к врачу.
Для получения дополнительной информации о наших услугах или записаться на прием, пожалуйста, свяжитесь с нами
Другие услуги
Отзывы
Какой же была моя реакция, когда за один сеанс у Темичева мне стало много легче. Чуда за один визит не бывает, но за полгода занятий я забыла про то как не могла надеть одежду от острой боли.
Доктор Темичев помог избежать второй операции на коленном суставе (поперечно-продольный разрыв медиального мениска). Если бы узнал о существовании такого специалиста ранее, и первая бы не понадобилась.
Специалисты замечательные, на деньги и лишнее не разводят. И обстановка - чувство, что дома
Понравился прием у врача ортопеда - внимательный осмотр, консультация, - все по делу. Посмотрим, как пойдет лечение, но дали надежду вылечиться безоперационно
Ходим в этот центр с дочкой уже 3 года. Занимаемся с нашим любимым педагогом логопедом-дефектологом