Как развивать тонкую моторику пальцев рук?
В отечественном фольклоре существовало много «потешек», в которых сочетались речь и движения рук. Была подмечена взаимосвязь этих процессов. Например, в русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и др.
У детей с нарушениями речи часто наблюдается недостаточность координации мелкой моторики пальцев рук. Таким детям в обязательном порядке рекомендованы пальцевые игры и пальцевая гимнастика. Даже нормально развивающемуся в речевом плане ребенку будут полезны массаж рук, пальцевые игры.
Пальцевую гимнастику можно сопровождать для ритмизации ручных движений стихотворным текстом в исполнении взрослого. Ребенок научится понимать смысл стихотворного текста, улавливать ритм речи.
Гимнастика для пальцев рук бывает пассивной, пассивно-активной и активной. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям пассивно-активной и потом активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Пальцевые игры способствуют развитию речи и творческой деятельности ребенка. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается и на речевом развитии, и на подготовке руки к письму.
Что может дать пальцевая гимнастика ребенку?
- Стимулировать речевое развитие и корригировать нарушения речи.
- Способствовать улучшению артикуляционной моторики.
- Учить умению подражать взрослым и другим детям.
- Концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Развивать память, воображение.
- Развивать тонкую моторику пальцев рук и кисти.
Перед проведением пальцевых игр нужно дать установку на игру, показать нужные движения и комбинации пальцев. Выполнять движения следует вместе с детьми и не ставить сразу несколько сложных задач. В ходе пальцевых игр дополнительно будет развиваться осязание.
Постепенно пальцевые движения будут свободными, согласованными, точными, дифференцированными. А это, в свою очередь, позволит овладеть рисуночными умениями, письмом, самообслуживанием. В перспективе высокий уровень развития тонкой моторики пальцев рук будет оказывать положительное влияние и на развитие речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальцевой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами рук приводит к возбуждению в речевых корковых зонах мозга. Это способствует согласованной деятельности речевых зон.
Пальцевые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи. В это время ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Развивается двигательная память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения пальцев рук и последовательность движений. Это способствует развитию воображения. В результате систематических пальцевых игр кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость. Улучшается тонкая моторика рук.
Развивается межполушарное взаимодействие мозга, так как одновременно задействуются обе руки ребенка. Формируются пространственные представления.
Многие пальцевые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Пальцевые игры можно рекомендовать родителям для домашнего тренинга по развитию тонкой моторики рук.
Пальцевая гимнастика может быть пассивной, пассивно-активной и активной. Пассивная пальцевая гимнастика применяется с детьми, у которых низкий уровень развития движений пальцев рук. В процессе пассивной пальцевой гимнастики взрослый и ребенок выполняют все движения совместно. При пассивно-активной пальцевой гимнастике помощь взрослого фрагментарна и не в полном объеме. Активная пальцевая гимнастика предполагает самостоятельное выполнение ребенком движений на основе подражаний.
Правила пальцевой гимнастики
Начинать пальцевую гимнастику следует с ведущей руки, а затем подключают вторую руку. Нагрузка на обе руки должна быть равномерной. Каждое движение должно заканчиваться расслаблением кисти (потрясти). Пальцевую гимнастику следует проводить ежедневно, но кратковременно.
Приведем некоторые начальные игры с использованием пассивной пальцевой гимнастики.
- Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Взрослый фиксирует одной рукой его кисть, другой поочередно поднимает вверх каждый палец.
- Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Взрослый фиксирует одной рукой его кисть, другой поочередно сгибает каждый палец.
- Рука ребенка согнута в локте и его локоть стоит на столе. Одной рукой взрослый держит руку ребенка, а другой производит круговые движения пальцев ребенка.
- Игра «Сорока-белобока». Кашу варила, детишек кормила. Сгибают поочередно пальцы ребенка.
- Пассивное выполнение фигурок из пальцев: домик, очки, лодка, колокольчик, кошка, заяц, коза, гусь, жук, петух и др.
Затем можно проводить пальцевую гимнастику с предметами: карандашами, шариками и др.
Рекомендации по выполнению пальцевой гимнастики
Во время пальцевых игр следует садиться друг напротив друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями. Все пальцевые игры проводятся тремя способами: взрослый выполняет движения, а ребенок смотрит. Затем взрослый выполняет движения руками ребенка. После этого ребенок пытается выполнять движения самостоятельно.
Все упражнения выполняются в замедленном темпе от 3 до 5 раз. Сначала ведущей рукой ребенка, а затем другой рукой. После этого предлагают выполнить обеими руками.
Одним из средств мотивации ребенка к пальцевой гимнастике является эмоциональный фон ее проведения. Постепенно усложнение пальцевых движений будет распространяться на все пальцы ребенка.
Регулярные, но недлительные пальцевые игры будут способствовать появлению плавных и дифференцированных движений. Речевые инструкции, которые дает взрослый при проведении пальцевой гимнастики, должны быть четкими и доброжелательного тона.
Характеристика типов пальцевых игр
Игры-манипуляции.
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение. Каждый палец ребенка представляет отдельно действующего героя. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и др.
Сюжетно-пальцевые упражнения.
К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы (бытовые, транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья). «Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Мы капусту рубим» и др.
Пальцевые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить разнообразные звуки гласные и согласные. Синхронизация движений пальцев рук и органов артикуляции относится к технологии биоэнергопластики.
Пальцевые кинезиологические упражнения.
С помощью таких упражнений активируется работа двух полушарий мозга. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Упражнения выполняются одновременно обеими руками. «Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, «Цепочка» – поочередно соединять одинаковые пальцы обеих рук и др.
Пальцевые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки теплой водой» – движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз, и др.
Театр в руке.
Развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения как бабочка машет крыльями. «Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
Некоторые виды пальцевых игр:
- Игры-шнуровки.
- Игры со счетными палочками, разнообразные мозаики, игры с бусинами, с вкладышами, переборка крупы.
- Пальцевой театр с насадками-героями на пальцы.
- Пальцевая гимнастика с маленьким колючим мячиком.
- Игры с песком и водой.
- Бумаготворчество.
- Оригами.
- Макраме.
- Ниткография.
- Игры с прищепками и др.