Новости - Как развивать тонкую моторику пальцев рук?

Полезные новости

Как развивать тонкую моторику пальцев рук? 13.05.2024

Как развивать тонкую моторику пальцев рук?

Как развивать тонкую моторику пальцев рук?

В отечественном фольклоре существовало много «потешек», в которых сочетались речь и движения рук. Была подмечена взаимосвязь этих процессов. Например, в русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и др.

У детей с нарушениями речи часто наблюдается недостаточность координации мелкой моторики пальцев рук. Таким детям в обязательном порядке рекомендованы пальцевые игры и пальцевая гимнастика. Даже нормально развивающемуся в речевом плане ребенку будут полезны массаж рук, пальцевые игры.

Пальцевую гимнастику можно сопровождать для ритмизации ручных движений стихотворным текстом в исполнении взрослого. Ребенок научится понимать смысл стихотворного текста, улавливать ритм речи.

Гимнастика для пальцев рук бывает пассивной, пассивно-активной и активной. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям пассивно-активной и потом активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Пальцевые игры способствуют развитию речи и творческой деятельности ребенка. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается и на речевом развитии, и на подготовке руки к письму.

Что может дать пальцевая гимнастика ребенку?

  1. Стимулировать речевое развитие и корригировать нарушения речи.
  2. Способствовать улучшению артикуляционной моторики.
  3. Учить умению подражать взрослым и другим детям.
  4. Концентрировать внимание и правильно его распределять.
  5. Развивать память, воображение.
  6. Развивать тонкую моторику пальцев рук и кисти.

Перед проведением пальцевых игр нужно дать установку на игру, показать нужные движения и комбинации пальцев. Выполнять движения следует вместе с детьми и не ставить сразу несколько сложных задач. В ходе пальцевых игр дополнительно будет развиваться осязание.

Постепенно пальцевые движения будут свободными, согласованными, точными, дифференцированными. А это, в свою очередь, позволит овладеть рисуночными умениями, письмом, самообслуживанием. В перспективе высокий уровень развития тонкой моторики пальцев рук будет оказывать положительное влияние и на развитие речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальцевой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами рук приводит к возбуждению в речевых корковых зонах мозга. Это способствует согласованной деятельности речевых зон.

Пальцевые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи. В это время ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Развивается двигательная память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения пальцев рук и последовательность движений. Это способствует развитию воображения. В результате систематических пальцевых игр кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость. Улучшается тонкая моторика рук.

Развивается межполушарное взаимодействие мозга, так как одновременно задействуются обе руки ребенка. Формируются пространственные представления.

Многие пальцевые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Пальцевые игры можно рекомендовать родителям для домашнего тренинга по развитию тонкой моторики рук.

Пальцевая гимнастика может быть пассивной, пассивно-активной и активной. Пассивная пальцевая гимнастика применяется с детьми, у которых низкий уровень развития движений пальцев рук. В процессе пассивной пальцевой гимнастики взрослый и ребенок выполняют все движения совместно. При пассивно-активной пальцевой гимнастике помощь взрослого фрагментарна и не в полном объеме. Активная пальцевая гимнастика предполагает самостоятельное выполнение ребенком движений на основе подражаний.

Правила пальцевой гимнастики

Начинать пальцевую гимнастику следует с ведущей руки, а затем подключают вторую руку. Нагрузка на обе руки должна быть равномерной. Каждое движение должно заканчиваться расслаблением кисти (потрясти). Пальцевую гимнастику следует проводить ежедневно, но кратковременно.

Приведем некоторые начальные игры с использованием пассивной пальцевой гимнастики.

  1. Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Взрослый фиксирует одной рукой его кисть, другой поочередно поднимает вверх каждый палец.
  2. Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Взрослый фиксирует одной рукой его кисть, другой поочередно сгибает каждый палец.
  3. Рука ребенка согнута в локте и его локоть стоит на столе. Одной рукой взрослый держит руку ребенка, а другой производит круговые движения пальцев ребенка.
  4. Игра «Сорока-белобока». Кашу варила, детишек кормила. Сгибают поочередно пальцы ребенка.
  5. Пассивное выполнение фигурок из пальцев: домик, очки, лодка, колокольчик, кошка, заяц, коза, гусь, жук, петух и др.

Затем можно проводить пальцевую гимнастику с предметами: карандашами, шариками и др.

Рекомендации по выполнению пальцевой гимнастики

Во время пальцевых игр следует садиться друг напротив друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями. Все пальцевые игры проводятся тремя способами: взрослый выполняет движения, а ребенок смотрит. Затем взрослый выполняет движения руками ребенка. После этого ребенок пытается выполнять движения самостоятельно.

Все упражнения выполняются в замедленном темпе от 3 до 5 раз. Сначала ведущей рукой ребенка, а затем другой рукой. После этого предлагают выполнить обеими руками.

Одним из средств мотивации ребенка к пальцевой гимнастике является эмоциональный фон ее проведения. Постепенно усложнение пальцевых движений будет распространяться на все пальцы ребенка.

Регулярные, но недлительные пальцевые игры будут способствовать появлению плавных и дифференцированных движений. Речевые инструкции, которые дает взрослый при проведении пальцевой гимнастики, должны быть четкими и доброжелательного тона.

Характеристика типов пальцевых игр

Игры-манипуляции.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение. Каждый палец ребенка представляет отдельно действующего героя. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и др.

Сюжетно-пальцевые упражнения.

К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы (бытовые, транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья). «Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Мы капусту рубим» и др.

Пальцевые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить разнообразные звуки гласные и согласные. Синхронизация движений пальцев рук и органов артикуляции относится к технологии биоэнергопластики.

Пальцевые кинезиологические упражнения.

С помощью таких упражнений активируется работа двух полушарий мозга. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Упражнения выполняются одновременно обеими руками. «Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, «Цепочка» – поочередно соединять одинаковые пальцы обеих рук и др.

Пальцевые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки теплой водой» – движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз, и др.

Театр в руке.

Развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения как бабочка машет крыльями. «Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

Некоторые виды пальцевых игр:

  1. Игры-шнуровки.
  2. Игры со счетными палочками, разнообразные мозаики, игры с бусинами, с вкладышами, переборка крупы.
  3. Пальцевой театр с насадками-героями на пальцы.
  4. Пальцевая гимнастика с маленьким колючим мячиком.
  5. Игры с песком и водой.
  6. Бумаготворчество.
  7. Оригами.
  8. Макраме.
  9. Ниткография.
  10. Игры с прищепками и др.

Возврат к списку


Запись к врачу

!
!
!
!
Отмена
Выберите врача
Из выпадающего списка укажите нужного Вам врача
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону